Обзор двигателей РМЗ-640-34 для снегохода Буран
Поводом для написания данной статьи послужили многочисленные просьбы владельцев снегоходов "Буран", и пугающая статистика несчастных случаев в результате отказа снегоходов (выхода из строя контрафактного двигателя) в суровых условиях крайнего севера.
В результате продолжительного общения с многочисленными владельцами снегоходов "Буран" со всех уголков России, мы выяснили, что наряду с оригинальными заводскими двигателями многочисленные продавцы снегоходных запчастей с успехом продают и "левые двигатели" гаражных сборок. Более менее честные продавцы предлагают контрафактные двигатели как двигатель сборки г. Рыбинск, нефирменный двигатель или двигатель ручной сборки; другие, обманывая покупателя, продают их как оригинал; третьи и вовсе не делают никаких различий, новый двигатель для Бурана и ладно...
Некоторые покупатели сознательно приобретают поддельные двигатели из соображения экономии - продавцы их предлагают как правило на 3-5 тысяч дешевле оригинального и при этом нагло обманывают что он лучше - якобы он собран из всех оригинальных деталей и еще вручную, но только не на заводе. И вот покупатель устанавливает контрафактный двигатель на свой снегоход (аэролодку) и отправляется в мороз в тундру (лес, поле, тайгу) возможно навсегда...
Детальный разбор проблемы:
На оригинальный двигатель устанавливается при сборке оригинальный коленчатый вал (стоимостью 10000 руб.), на тот что собирают в гараже устанавливают знаменитый китайский коленвал (стоимостью 1500-2000 руб.)
На оригинальный двигатель устанавливают чешские поршни, чешские поршневые кольца, австрийские пальцы, японские игольчатые подшипники, оригинальные цилиндры, уфимское или московское (Флеймз) зажигание, оригинальный карбюратор и т.д., да там даже крепеж - болты шайбы и гайки необходимого класса прочности. А на контрафакт ставят китайские поршни, кольца, пальцы, подшипники, карбюраторы, китайские или в лучшем случае ирбитские восстановленные цилиндры и т.д.
Как определить оригинальный двигатель:
1. Проверка упаковки
Оригинальный двигатель поставляется с завода в оригинальной картонной упаковке с логотипами "РМ". Упаковка должна иметь бирку с каталожными номерами, логотипами и номером двигателя.


2. Проверка паспорта
Паспорт должен соответствовать образцу, представленному на фотографиях.



3. Проверка номера двигателя
Номер двигателя должен совпадать на коробке, в паспорте и на картере справа внизу от карбюратора.


4. Проверка логотипов
На оригинальных двигателях должны присутствовать выпуклые логотипы "РМ" на ручном стартере и металлическом переходнике к карбюратору. Если их нет - перед Вами однозначно подделка!


5. Дополнительные признаки подлинности
- Выпуклые логотипы на корпусе вентилятора
- Оригинальный чешский ремень вентилятора Rubena
- Маркировка на карбюраторе CW-65J Ж и WEBER

6. Проверка маркировки цилиндра
Обращаем внимание со стороны установки вариатора на оригинальное обозначение цилиндра 110500064 и ниже YL 112 на оригинальную манжету коленвала фирмы КОК и на технологическую пластину вместо основания двигателя.

7. Проверка свечей зажигания
Свечи на оригинальном двигателе А 17 ДВ должны быть светлого цвета, а не черного.

8. Проверка системы зажигания
Система зажигания устанавливаемая на оригинальные двигатели хорошо видна на фото ниже по жгуту проводов, разъемам и коммутатору К-1Б.

Комплектации двигателя Буран:
110502600 - Ручной стартер, отечественный карбюратор
110502600-01 - Электростартер, Ручной стартер, отечественный карбюратор
110502600-02 - Ручной стартер, Карбюратор Minkuni
110502600-03 - Электростартер, Ручной стартер, Карбюратор Микуни
Основные характеристики
- Тип: двухцилиндровый, двухтактный с петлевой кривошипно-камерной продувкой
- Система охлаждения: принудительное воздушное охлаждение
- Мощность РМЗ-640-34: 25 кВт (34 л.с.) при 5500-5800 об/мин
- Рабочий объем: 635 см³
- Степень сжатия: 9,2±0,2
- Максимальная температура головок: не более 200°C
Конструктивные особенности
Коленчатый вал
Трехопорный коленчатый вал. На правом конце установлен ротор магдино, на левом - центробежный регулятор вариатора.
Шатун
В отверстиях верхней и нижней головок шатуна установлены игольчатые подшипники. Радиальный зазор в подшипниках 0,012...0,024 мм. Маркировка группы отверстий шатуна выполнена на стержне под каждой головкой.
Поршневая группа
- Поршни левый и правый невзаимозаменяемы
- Зазор между юбкой поршня и цилиндром: 0,14...0,16 мм
- Поршневые кольца: по два кольца на поршень
- Зазор в замке кольца: 0,25...0,45 мм
- Зазор между торцами кольца и канавками: 0,080...0,115 мм
Цилиндры
Левый и правый цилиндры не взаимозаменяемы. Цилиндры выпускаются трех размерных групп: М, С, Б. Маркировка наносится на пояске нижнего фланца.
Отличия РМЗ-640-34 от РМЗ-640-28
Основные изменения
- Увеличенная мощность: 34 л.с. вместо 28 л.с.
- Измененный угол опережения зажигания: 20°-22° при 5500 об/мин
- Новые поршни 110501550 и 110501560 с прямоугольными канавками под кольца
- Цилиндры 100500200-01 и 100500210-01 с маркировкой "34"
- Головки цилиндров 160500007 и 160500008 с уменьшенной камерой сгорания.
Система питания
Карбюраторы
В зависимости от модификации устанавливаются карбюраторы:
- К65Ж - однокамерный с центральной поплавковой камерой и плоским дросселем
- MIKUNI VM34-619 - однокамерный с центральной поплавковой камерой и цилиндрическим дросселем
Система смазки
Смазка цилиндро-поршневой группы обеспечивается маслом, входящим в состав топливной смеси. Рекомендованная пропорция указана в паспорте снегохода.
Техническое обслуживание
Основные регламентные работы
- Проверка затяжки резьбовых соединений
- Очистка наружных поверхностей от загрязнений
- Очистка деталей цилиндро-поршневой группы от нагара
- Регулировка натяжения ремня вентилятора
- Проверка и регулировка карбюратора
Моменты затяжки
- Гайки головок цилиндров: 2,0...2,5 кгсм
- Гайки половин картера: 3,0...3,5 кгсм
- Гайка крыльчатки: 5...6 кгсм
- Болт крепления центробежного регулятора: 5,0...5,6 кгсм
История систем зажигания
На снегоходах "Буран" с 1999 по 2009 год устанавливались следующие системы зажигания:
Комплектация 1999-2003 гг:
- Маховик 110900470 (пр-ва ОАО "РМ")
- Основание магдино ИБТС 453786.001-01 ИБТС 453786.001ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Коммутатор ИБТС 453631.006 ИБТС 453631.005ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Трансформатор ИБТС 67.1155.004 ИБТС 67.1155.004ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Регулятор напряжения 453746.001-01 (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
Комплектация 2003-2005 гг:
- Маховик 110900470 (пр-ва ОАО "РМ")
- Основание магдино ИБТС 453786.001-03 ИБТС 453786.001ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Коммутатор ИБТС 453631.006-01 ИБТС 453631.005ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва)
- Регулятор напряжения 453746.001-01 (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
Комплектация 2005-2007 гг:
- Маховик 110900470-02 (пр-ва ОАО "РМ") - имеет клеймо букву "Б" и порядковый номер
- Основание магдино ИБТС 453786.001-03 ИБТС 453786.001ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Коммутатор ИБТС 453631.006-01 ИБТС 453631.005ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва)
- Регулятор напряжения 453746.001-01 (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
Комплектация 2007-2009 гг:
- Маховик 110900470 (пр-ва ОАО "РМ")
- Основание магдино ИБТС 453786.001-03 ИБТС 453786.001ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Коммутатор ИБТС 453631.006-01 ИБТС 453631.005ТУ (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва)
- Регулятор напряжения 453746.001-01 (пр-ва ОАО "РЗП", г. Рыбинск)
Параллельная система УАПО 2005-2009 гг:
- Маховик М-2 ИЮМА.304517.003ГЧ (пр-ва ФГУП "УАПО", г. Уфа)
- Статор МД-4Б ТУ 4573-011-07510218-2002 (ИЮМА.525699.004ГЧ) с разъемами "АМП" Германия
- Коммутатор К-1Б ТУ 4573-012-07510218-2002 (пр-ва ФГУП "УАПО", г. Уфа)
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01 (пр-ва МЗАТЭ-2 г. Москва)
- Регулятор напряжения R.98
Особенности и примечания:
- 2003-2005 гг: Введен усиленный коммутатор ИБТС 453631.006-01
- 2005-2007 гг: Введено 02 исполнение маховика с более мощными магнитами Чехия. Маховик 110900470 используется для отправки в запчасти
- 2007-2009 гг: Аннулирован маховик 110900470-02. Маховик 110900470 получил чешские магниты
- 2005-2009 гг: Система УАПО устанавливается параллельно с системой РЗП
- Высоковольтные провода: Комплект T775C-5 фирмы "TESLA BLATNA, a.s." (Чехия)
Комплектация с 2012 г. Система ОАО "УАПО":
- Коммутатор К-1Б-01 ТУ 4573-012-07510218-2002
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01
- Комплект высоковольтных проводов "BURAN" T775C-5 фирмы "TESLA BLATNA, a.s." (Чехия)
- Наконечник свечной ИСШЦ-3707160 ТУ 307-610.003-93 (2 шт)
- Свеча зажигания А17ДВ ОСТ 37.003.081-98 (2 шт) (или А17ДВ-1 или А17ДВ-10)
- Статор МД-4Б-01 ТУ 4573-011-07510218-2002 (ИЮМА.525699.004ГЧ)
- Маховик М-2 ИЮМА.304517.003ГЧ
Комплектация с 2012 г. Система ООО "Компания ФЛЭЙМЗ":
- Коммутатор 84.3734-01 ТУ 37.429.202-2009
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01
- Комплект высоковольтных проводов "BURAN" T775C-5 фирмы "TESLA BLATNA, a.s." (Чехия)
- Наконечник свечной ИСШЦ-3707160 ТУ 307-610.003-93 (2 шт)
- Свеча зажигания А17ДВ ОСТ 37.003.081-98 (2 шт) (или А17ДВ-1 или А17ДВ-10)
- Основание магдино 26.3749 ТУ 37.429.101-2009
- Маховик М-2 ИЮМА.304517.003ГЧ
Комплектация с 2020 г. Система ООО "Компания ФЛЭЙМЗ":
- Коммутатор 84.3734-01 ТУ 37.429.202-2009
- Катушка зажигания 4412.3705 ТУ 37.464.042-01
- Комплект высоковольтных проводов "BURAN" T775C-5 фирмы "TESLA BLATNA, a.s." (Чехия)
- Наконечник свечной ИСШЦ-3707160 ТУ 307-610.003-93 (2 шт)
- Свеча зажигания А17ДВ ОСТ 37.003.081-98 (2 шт) (или А17ДВ-1 или А17ДВ-10)
- Основание магдино 26.3749 ТУ 37.429.101-2009
- Маховик 110900620
Особенности и примечания:
- С 2012 года устанавливаются две системы зажигания от разных производителей: ОАО "УАПО" и ООО "Компания ФЛЭЙМЗ"
- Обе системы используют одинаковые высоковольтные провода TESLA BLATNA, катушки зажигания, свечи и наконечники
- Основные различия в коммутаторах, статоре/основании магдино